«Венец безбрачия: как его снять»

Благополучный и счастливый брачный союз – кто из девушек не мечтает об этом.

Но, к сожалению, проблемы создания счастливой семьи настолько актуальны, что словосочетание «венец безбрачия» на слуху в современном обществе.

Что же такое «венец безбрачия», и откуда он берётся?

Некоторые считают это явление суеверием, согласно которому в результате  магического обряда возникают серьёзные проблемы в отношениях с противоположным полом. Венец безбрачия при этом осложняет поиск любимого человека, делает невозможным вступление в брак.

У славян такое явление называли “непроглядный венец”, «венец тоски-кручины», «венец недоли». Из этих названий возникает образ некой преграды, вуали, которая скрывает женщину, прячет ее красоту, привлекательность, не позволяя приблизиться к ней мужчине.

Можно предполагать мистические причины «венца безбрачия». Однако оставим магию специалистам, которые толкуют и решают данную проблему в таком ключе. Остановимся на психологических аспектах этого явления.

Почему сейчас снова популярен термин «венец безбрачия»? И так ли виновата в безбрачии магия?

Действительно, западный менталитет привел к тому, что сегодня совсем не редкость явление, когда женщина – красавица и умница во всех отношениях – годами остается одна, как будто что-то мешает ей встретить суженого.

Однако при внимательном рассмотрении можно заметить, что современные западные женщины не вполне представляют, каково это – быть женой, с трудом могут перечислить истинные женские ценности и качества. В нашем обществе энергии женственности, с одной стороны, эксплуатируются и потребляются, с другой, – являются заветным сокровищем, к которому все стремятся.

И для многих женщин поиск женственности оборачивается, как ни парадоксально, ростом их воинственности и агрессивности. Потеряв доверие к мужчинам, они больше не видят в них своих защитников и освободителей.

Здесь наблюдается дефицит соответствующих традиций, которые бы вовремя инициировали развитие женственности и способствовали формированию сознания жены. В итоге получается, что женское со всеми его волшебными и вдохновляющими, исцеляющими свойствами, скрыто под вуалью, не проявлено. И, действительно, как будто увенчано «венцом безбрачия».

В древних цивилизациях и культурах к растущей женственности было совершенно другое отношение. Для юношей и девушек всегда существовали обряды, направленные на своевременное формирование осознания социальных и духовных функций своего пола.  Такие инициации существовали отдельно для юношей и для девушек. Мальчиков и юношей с разного возраста в разных культурах готовили к роли «мужа», а девочек, девушек – к роли «жены». Благодаря этому задолго до появления суженого в реальной жизни девушки в ее сознании происходили важные трансформации.

Итак, вернемся к термину «венец», и рассмотрим, какова его роль в обычаях наших предков в контексте формирования сознания жены и создания счастливого брачного союза.

У славян наиболее распространенным символом брака был круг. Брак заключали  путем обхода молодых вокруг дерева, озера, дома, церкви, стола и т. п., оборачивания кругом на одном месте; из предметных символов брака — кольцо, венок, круглый каравай и кольцеобразный калач. Отсюда и многие свадебные термины: «окручаться» (выходить замуж, жениться), «крученка» (любовная связь), «крутить», «повивать» (менять невесте прическу и девичий головной убор на женский), «окрута», «завивало» (головной убор замужней женщины), «верч» (вид свадебного хлеба).

Таким образом, символом заключения брака у славян является перемена невестой прически (расплетение-заплетение косы) и головного убора (венка), после которой девушка считается женой, а также – связанное с этим покрывание и раскрывание головы невесты на свадьбе.

Само слово венчание означает покрытие головы венком (венцом).

С приходом православия в славянские земли пришли новые праздничные традиции. Эти традиции неизбежно интегрировались с прежними верованиями.

Так, например, многие ритуалы, обычаи, совершаемые на праздник Святой Троицы, имеют в своей основе языческое происхождение. По окончании весенних работ в сёлах наступало время помолвок, знакомились и дружились на Масленицу, свадьбы играли осенью.

В самом конце весны девушки прощались со своей девичьей долей в ходе обряда «кумования». Праздник был исключительно девичий. Песни этого дня посвящены были женской доле после замужества.

Обряд кумования между подругами – важный ритуал. Так искали себе сердечную подругу, с которой, потом, после замужества, можно будет делиться своими радостями и печалями.

Здесь появляется первый венок – девичий. Девушки собирали весенние цветы, делали венки для себя. К венкам девушки подвязывали свои крестики, затем обменивались этими крестиками и венками и пели песни, содержанием которых является призыв к кумлению. Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь или до следующего года, когда покумятся с другой девушкой.

Кумятся все девушки, которые присутствуют на празднике. А маленькой девочке во время кумления говорили: «Еще тебе подрасти, да побольше расцвести».  Девушке-невесте: «До налетья (т.е. следующего года) косу тебе расплесть надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью», т. е. в «девках». Девушки свои пожелания шептали друг другу на ухо, обменивались самодельными подарками.

Смысл обряда кумования – начать мечтать о свадьбе и браке, формировать доброе намерение, как сейчас говорят, «визуализировать» свою счастливую женскую судьбу. А также получить поддержку в женском мире: подругу, которая и в горе, и в радости поддержит.

Когда девушка взрослела, и подходило время замужества, ее окружали особым вниманием. У южных славян было принято «славить невесту», т. е. хвалить «всем селом». Ей покупали самые лучшие одежды, ее богато украшали, и о ней все говорили хорошо! Шла молва, при этом высвечивались именно те качества и умения невесты на выданье, которые позволят ей быть счастливой женой.

Много ритуалов, конечно, происходило вокруг выбора жениха, сватовства, заключения брака. Остановимся на тех, которые относятся к «венцу».

Здесь интересен обряд снятия фаты. Этот обычай берет свои корни из обряда “расплетание невесты”, когда в конце свадьбы расплетали девичьи косы, тем самым “переводя” невесту из одного ранга в другой.

Обряд снятия фаты символизирует прощание невесты с девичьей жизнью и переход в роль жены, а вскоре – и матери. Существовало несколько вариантов обряда снятия фаты с невесты, но чаще всего фату с невесты снимала мать жениха – свекровь, тем самым принимая невестку в свой дом и соглашаясь, что та станет в нем полноправной хозяйкой. После расплетания девичьих кос, подружки невесты плели наперегонки косы жены: какая коса будет заплетена первой – ребенок такого пола первым и появится в новой семье, если правая – мальчик, левая – девочка. Затем косы укладывались вокруг головы, и прическа покрывалась платком.

Платок у славян – традиционный символ жены. С момента покрытия головы невесты-жены платком, женщина не имела права ходить простоволосой при посторонних. «Опростоволосить» женщину, то есть сорвать с неё головной убор, значило оскорбить её саму и нанести колдовской ущерб её семье.

Платок на голову жены также надевала свекровь, что было олицетворением покорности невестки новой родственнице, признание ее власти. И словосочетание «покрыть девке голову» – означало буквально «выдать замуж».

Интересен смысл однокоренных слов со словом «покрыть».

В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля читаем:

«Покро́ва ж. пск. твер. – заступничество, защита.

Покрове́нный, покрытый, закрытый, прикрытый; сокровенный.

Покрови́тель – защитник, заступник, застоя, заборона, или милостивец, благодетель, взявший что или кого под покров. Вы наши покровители, а мы за вас Богу молители».

Эти красивые толкования указывают на глубокий смысл обряда покрывания головы жены: в роли мужа она получает своего защитника и благодетеля. За мужа она теперь будет молиться Богу, и беречь сокровенный мир семьи.

Обряд покрывания головы жены прослеживается и у других народов, для этого использовались разные головные уборы.

Так, в ходе последовательных обрядов-инициаций шаг за шагом формировалась в сознании личности девушки-невесты духовная функция жены. Происходило осознание ею собственной роли в семье, формировалось правильное распределение ответственности между мужем и женой, создавалось, «творилось» сакральное пространство счастливого брака.

Так было у наших предков. А что же делать нам?..

Ответ есть!

Несмотря на дефициты в культуре своевременных инициаций в современном обществе, есть возможность психологической работы с женственностью путем проживания соответствующих инициаций. Это позволяет женщине подняться на любую желаемую высоту по ступеням женской зрелости, в том числе, конечно же, на столь желаемую ступень жены.

В РИИМиЖ Василец Татьяны накоплен богатый опыт проведения индивидуальных и групповых инициаций мужской и женской зрелости.

И сегодня все желающие могут пройти эти волшебные ступени зрелости и пробудить-взрастить в себе сознание жены в индивидуальном или групповом режиме, обратившись к специалисту и даже – самостоятельно!

Для проведения самостоятельной инициации «Девушка-Невеста-Жена»  Василец Татьяны в домашних условиях – достаточно поделить комнату на три равные части с помощью любых предметов и символически «присвоить» каждому из пространств названия: «Девушка», «Невеста» и «Жена». Затем можно исследовать свои телесные ощущения, эмоции и возникающие образы, физически перемещаясь последовательно по каждому из трех пространств. В завершении упражнения полезно постоять в пространстве «Жена» как можно дольше.

Это простое упражнение позволяет не только увидеть-почувствовать, насколько раскрыто сознание жены у участника такой инициации (мужчины или женщины), но и – направить внимание сознания на восстановление, пробуждение и расцвет этой высокой духовной женской функции.

В моей редакции можно добавить важные атрибуты к этой инициации. Находясь в пространстве «Девушка» – надеть венок из цветов, в пространстве «Невеста» – снять девичий венок и надеть венок невесты, а в пространстве «Жена» нужно, чтобы венок невесты сняла свекровь (ее можно просто представить), а подруги (их тоже можно представить или пригласить на самом деле) заплели две косы как символ мужского и женского начал, и сплели их на голове в круг – это «венец» жены!

Мудрые говорят, внутренние изменения влекут за собой изменения внешние.

А там – кто знает? – от «венца безбрачия» может не остаться и следа…

Юлия Корнейчук,

врач, специалист по инициациям

мужской и женской зрелости,

г. Харьков

E
Добавил Lavika Дата 22.10.2018 в 21:28 Просмотров 399 Комментарии 1

Комментарии: 1

Lavika Написал:
04.11.2017 в 20:30

Цитата»Действительно, западный менталитет привел к тому, что сегодня совсем не редкость явление, когда женщина – красавица и умница во всех отношениях – годами остается одна, как будто что-то мешает ей встретить суженого.

Однако при внимательном рассмотрении можно заметить, что современные западные женщины не вполне представляют, каково это – быть женой, с трудом могут перечислить истинные женские ценности и качества.»
Интересно спросить у автора, на западе хоть раз в жизни была? Западную женщину видела?)))

Добавьте ваш комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии
[ Регистрация | Login ]
Загрузка...